Влияние экзаменационного стресса на уровень тревоги и показатели дыхания обучающихся с разным соматотипом


Просмотры: 18 / Загрузок PDF: 10

Авторы

  • А.Е. Cулейменова Евразийский национальный университет имен Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0009-0006-0692-9787
  • Р.К. Татаева Евразийский национальный университет имен Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0001-8260-7786
  • Н.Б. Исаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0002-9037-3403
  • А. Нуржанқызы Евразийский национальный университет имен Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

тревожность, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), резервный объем вдоха (РОВд), резервный объема выдоха (РОВыд), стресс, соматотип

Аннотация

В статье изучен уровень ситуативной и личной тревожности студентов с разными соматотипами, также внешние показатели дыхания: частота дыхания (ЧД), дыхательный объем  в покое (ДОп), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), резервный объем вдоха (РОВд), резервный  объема выдоха (РОВыд)  при экзаменационном стресе.

В настоящее время здоровье студенческой молодежи требует большого внимания, ведь студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны. Здоровье молодого поколения формируется под воздействием биологических и социальных факторов. Способность сохранять устойчивость своего организма к экзогенным факторам, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды зависит от состояния физического развития обучающихся, функционирования органов и систем. Адаптация к комплексу факторов, характерных для высшей школы в современной педагогической среде, представляет собой сложный и многоуровневый социально-психо-физиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторных систем организма.

Тревожность – психическое состояние человека, связанное с повышенным эмоциональным или физическим напряжением, склонностью испытывать тревогу и страх в конкретных социальных ситуациях. Актуальность изучения факторов тревожности и эмоциональной устойчивости (толерантности) определяется, прежде всего, экстремальностью и динамикой текущей жизни субъекта, что приводит его к стрессу, к хроническому психоэмоциональному напряжению и к страху в пространстве и во времени.

Гомеостаз дыхательной системы является предпосылкой ее нормального функционирования и обеспечивается рядом физиологических механизмов, среди которых особенно важное место занимает кондиционирующая функция легких. Изменение температуры и влажности вдыхаемого воздуха к состоянию организма осуществляется благодаря сложным процессам тепломассообмена в дыхательных путях. Многие аспекты этого процесса в норме и особенно при патологии органов дыхания представляют собой спорные вопросы.

Наше исследование показало снижение адаптационных и физических способностей студентов-первокурсников с разным соматотипом к условиям обучения, изменение физиологических показателей после экзаменационного стресса.

В ходе исследования у студентов-первокурсников  с астеническим соматотипом отмечалтсь очень высокие уровни личной и ситуативной тревожности, это повышение тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной адаптации к экстремальной ситуации. Высокий уровень тревожности угрожает психическому здоровью человека, способствует развитию невротических состояний. Высокий уровень постоянной тревожности рассматривается как состояние, приводящее к развитию психосоматической патологии.

В статье исследованы показатели дыхательной системы у студентов-первокурсников во время экзамена: по сравнению со студентами-гиперстениками и студентами-астениками, у студентов-нормостеников показатели гемодинамики достоверно увеличились, что свидетельствует, о влиянии экзаменационного стресса на достоверное увеличение  частоты дыхания, что в большой степени связано с обьемом дыхания и в меньшей степени - с частотой дыхания исследуемых.

Биографии авторов

А.Е. Cулейменова, Евразийский национальный университет имен Л.Н. Гумилева

A.E. Suleimenova - Associate professor of Biology, Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Kazhymukan street, 13, Astana, Kazakhstan

А. Нуржанқызы, Евразийский национальный университет имен Л.Н. Гумилева

 

 

Загрузки

Опубликован

27-09-2024

Как цитировать

Cулейменова А., Татаева, Р., Исаева, Н., & Нуржанқызы, А. (2024). Влияние экзаменационного стресса на уровень тревоги и показатели дыхания обучающихся с разным соматотипом. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Биологические науки, 148(3), 126–144. извлечено от https://bulbio.enu.kz/index.php/main/article/view/557

Выпуск

Раздел

Статьи