Оценка эффективности ITS-маркеров в ДНК-штрихкодировании видов Betula в Казахском Алтае
Просмотры: 66 / Загрузок PDF: 25
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7034-2025-150-1-7-21Ключевые слова:
Виды березы (Betula L.), ITS-маркеры, штрих-кодирование ДНК, эволюционные взаимоотношения, генетическая изменчивостьАннотация
В данном исследовании изучается эффективность использования маркера штрих-кода ITS (внутренний транскрибируемый спейсер ДНК) для идентификации и дифференциации восьми видов березы, произрастающих во флоре Казахского Алтая: Betula glandulosa, B. pendula, B. pubescens, B. rotundifolia, B. rezniczenkoana, B. tianschanica, B. microphylla и B. kirghisorum. Путем выделения ДНК и секвенирования гербарных образцов исследование направлено на оценку генетического разнообразия и уточнение филогенетических связей между этими видами, многие из которых имеют сходные морфологические признаки, что может затруднить их традиционную таксономическую классификацию. Результаты показали, что маркеры ITS обеспечивают четкую генетическую дифференциацию между изучаемыми видами, подтверждая их эффективность в различении даже близкородственных видов рода Betula. Анализ методом объединения соседей (NJ method) выявил наличие двух основных кластеров, которые согласуются с известными филогенетическими группами Apterocaryon и Betula – установленными классификациями внутри рода. Кроме того, в исследовании впервые представлены данные последовательности ITS для видов B. rezniczenkoana и B. kirghisorum, что добавляет новую генетическую информацию в базу данных NCBI. Полученные результаты имеют важное значение для сохранения биоразнообразия, учитывая экологические проблемы, с которыми сталкиваются местные виды берез Казахского Алтая. Предоставляя надежные молекулярные маркеры, это исследование поддерживает дальнейшие работы по изучению распространения видов, генетического разнообразия и планирования мер по сохранению в этом биологически разнообразном и экологически чувствительном регионе.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Funding data
-
Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan
Grant numbers BR18574125