Возрастные психофизиологические особенности ассоциативного научения с подкреплением
Просмотры: 26 / Загрузок PDF: 9
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7034-2025-152-3-56-75Ключевые слова:
ассоциативное научение, подкрепление, развитие когнитивных функций, возрастная динамика, психофизиологические характеристикиАннотация
Ассоциативное научение – познавательная функция, обеспечивающая адаптивное поведение и безопасную жизнедеятельность. Оно включает совокупность когнитивных процессов, вовлекающих нейросети заинтересованных зон мозга, отвечающих за обработку информации, экзекутивный контроль, сенсомоторную координацию, субъективное переживание поощрения и наказания, и зависит от их интеграции между собой и сигналами обратной связи. Выявление психофизиологических закономерностей нормального развития когнитивной функции важно для понимания ее механизмов, установления возрастных норм и ранней идентификации отклонений в развитии. Цель исследования - изучение возрастной динамики поведенческих показателей научения с подкреплением у детей с применением детерминистской поведенческой модели научения. Выявлено, что скорость сенсомоторной реакции (СР) на зрительные стимулы значимо выше у старших детей, и временная динамика СР с возрастом меняется: на ранних этапах научения СР растет в обеих возрастных группах, а на поздних падает у младших детей и выходит на «плато» у старших. Показано сходство паттерна флуктуаций СР на ранних и поздних этапах научения: рост СР на поздних этапах научения относительно ранних в обеих возрастных группах. Наблюдающиеся возрастные закономерности могут свидетельствовать об особенностях развития механизмов научения. Полученные результаты могут быть полезными для разработки современных подходов диагностики нарушения развития детей, своевременной коррекции в обучении и при планировании учебной нагрузки в школе.






